Главная » Образовательный процесс » Итоговое сочинение (изложение)

Итоговое сочинение (изложение)

Основной срок проведения итогового сочинения (изложения) – 07 декабря 2022 года (среда)

Первый резерв – 02 февраля 2023 года (четверг)
Второй резерв – 04 мая 2023 года (четверг)

👉 Написать сочинение в дополнительные сроки смогут выпускники, получившие за сочинение «незачет», либо пропустившие его написание в основной срок по уважительной причине, подтвержденной документально.

Задачи итогового сочинения

ВЫЯВИТЬ:

  • уровень речевой культуры участников
  • начитанность
  • личностную зрелость
  • умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме

ПРОВЕРИТЬ:

  • речевые компетенции и умения обращаться к литературному материалу

Минпросвещения России, Рособрнадзор и Совет по вопросам проведения итогового сочинения принял решение об изменении с 2022/23 учебного года подхода к формированию комплектов тем итогового сочинения: они будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения.

В 2022/23 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались в прошлые годы (их более полутора тысяч). В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами.

В 2022/23 учебном году расширяются возможности выбора темы сочинения: каждый комплект будет включать не пять, а шесть тем – по две темы из каждого раздела банка. Как и в прошлые годы, комплекты тем формируются отдельно для каждого часового пояса в режиме конфиденциальности и открываются за 15 минут до начала итогового сочинения.

Порядок и процедура проведения итогового сочинения в новом учебном году не меняются. Без изменений остаются и критерии его оценивания. Минпросвещения России совместно с Рособрнадзором проанализируют опыт проведения итогового сочинения в 2022/23 учебном году, чтобы, при необходимости, скорректировать порядок его проведения в будущем.

КОММЕНТАРИИ К РАЗДЕЛАМ ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Темы этого раздела:

  • связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
  • нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
  • касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
  • позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
  • побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

Темы этого раздела:

  • связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
  • нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
  • касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
  • позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
  • побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека

Темы этого раздела:

  • связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
  • нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;
  • касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
  • позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;
  • побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека;
  • строить рассуждение;
  • доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям:

ТРЕБОВАНИЕ № 1 «ОБЪЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ»

КОЛИЧЕСТВО СЛОВ ПОДСЧЁТ СЛОВ
Рекомендуемое количество – от 350 слов
СОЧИНЕНИЕ не менее 250 слов
ИЗЛОЖЕНИЕ не менее 150 слов Максимальное количество слов не устанавливается
  • учитываются самостоятельные и служебные части речи
  • любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова)
  • инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова)

ТРЕБОВАНИЕ № 2 «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ»

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания). Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ДОПУСКАЕТСЯ
  • списывание сочинения из какого-либо источника: работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.
  • цитирование превышающее собственный текст участника
  • прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник: ссылка даётся в свободной форме

КРИТЕРИЙ № 1. СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ.

Необходимо ответить полно и развернуто на вопрос темы, выбрав путь её раскрытия.

📌 ПРАКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ: ключевые слова/однокоренные с ними из формулировки темы сочинения повторять как можно чаще в тексте работы

КРИТЕРИЙ № 2. АРГУМЕНТАЦИЯ. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА

ПРОВЕРЯЕТСЯ УМЕНИЕ ДОПУСКАЕТСЯ
  • строить рассуждение
  • доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений
☝️ Не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.

разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы

КРИТЕРИЙ № 1 И КРИТЕРИЙ № 2 ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВНЫМИ.

ЗАЧЁТ НЕ ЗАЧЁТ

Выполнение требований №1 и №2

Зачет по критериям №1 и №2

Дополнительно зачет по одному из критериев 3,4,5

Незачет по требованию №1,
или
незачет по требованию №2,
или
незачет по критерию №1,
или
по критерию №2

КРИТЕРИЙ № 3. КОМПОЗИЦИЯ И ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ

Проверяется умение логично выстраивать рассуждение на предложенную тему

НЕ ЗАЧЁТ
  • грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного
  • отсутствует тезисно-доказательная часть

КРИТЕРИЙ № 4. КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Проверяется Речевое оформление текста сочинения Точность выражения мысли с использованием разнообразной лексики и различных грамматических конструкций, при необходимости терминов

НЕ ЗАЧЁТ
  • Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения

КРИТЕРИЙ № 5. ГРАМОТНОСТЬ

Проверяется грамотность

НЕ ЗАЧЁТ
    На 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок:

  • грамматических
  • орфографических
  • пунктуационных

КОМПОЗИЦИЯ И СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ.

ТРЕХЧАСТНАЯ композиция сочинения на литературную тему

ВСТУПЛЕНИЕ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Определяем ключевое слово в выбранной теме
Употребляем ключевое слово в форме назывного предложения
Объясняем, что означает это понятие: самостоятельно приводим определение из словаря, цитату известного автора, философа, обращаемся к поговорке или пословице
Даем чёткий развернутый и убедительны ответ на вопрос темы – формулируем тезис
Доказываем тезис с опорой на 1-2 литературных произведения
Высказываем полно главную мысль сочинения, как и в начале основной части

ИТОГОВОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Итоговое изложение пишется подробно.
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые изложения, соответствующие установленным требованиям:

ТРЕБОВАНИЕ № 1 «ОБЪЕМ ИТОГОВОГО ИЗЛОЖЕНИЯ»

Рекомендуемое количество – 200 слов
Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста.
Если в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое изложение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового изложения» и критериям оценивания).

ТРЕБОВАНИЕ № 2 «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО ИЗЛОЖЕНИЯ»

Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).
Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
Итоговое изложение (подробное), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

  1. «Содержание изложения»;
  2. «Логичность изложения»;
  3. «Использование элементов стиля исходного текста»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое изложение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

КРИТЕРИЙ № 1 «СОДЕРЖАНИЕ ИЗЛОЖЕНИЯ»

Проверяется умение участника передать содержание исходного текста.

НЕ ЗАЧЁТ
Ставится при условии, если участник существенно исказил содержание исходного текста или не передал его содержания.

КРИТЕРИЙ № 2 «ЛОГИЧНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ»

Проверяется умение участника логично, последовательно излагать содержание исходного текста, избегать неоправданных повторов и нарушений последовательности внутри смысловых частей изложения.

НЕ ЗАЧЁТ
Ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла изложенного.

КРИТЕРИЙ № 3 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СТИЛЯ ИСХОДНОГО ТЕКСТА»

Проверяется умение участника сохранить в изложении отдельные элементы стиля исходного текста.

НЕ ЗАЧЁТ
Ставится при условии, если в изложении полностью отсутствуют элементы стиля исходного текста

КРИТЕРИЙ № 4. КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Проверяется умение участника выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные речевые конструкции.

НЕ ЗАЧЁТ
Низкое качество речи (в том числе грубые речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла изложения

КРИТЕРИЙ № 5. ГРАМОТНОСТЬ

Проверяется грамотность участника.

НЕ ЗАЧЁТ
На 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок:

  • грамматических
  • орфографических
  • пунктуационных

Зачисление в школу дистанционно

Вы можете подать документы для поступления в наш Центр он-лайн.



Личный прием граждан ведется по предварительной договоренности.

Мы в VK

Задать вопрос