Основной срок проведения итогового сочинения (изложения) – 07 декабря 2022 года (среда)
Первый резерв – 02 февраля 2023 года (четверг)
Второй резерв – 04 мая 2023 года (четверг)
👉 Написать сочинение в дополнительные сроки смогут выпускники, получившие за сочинение «незачет», либо пропустившие его написание в основной срок по уважительной причине, подтвержденной документально.
Задачи итогового сочинения
ВЫЯВИТЬ:
- уровень речевой культуры участников
- начитанность
- личностную зрелость
- умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме
ПРОВЕРИТЬ:
- речевые компетенции и умения обращаться к литературному материалу
Минпросвещения России, Рособрнадзор и Совет по вопросам проведения итогового сочинения принял решение об изменении с 2022/23 учебного года подхода к формированию комплектов тем итогового сочинения: они будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения.
В 2022/23 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались в прошлые годы (их более полутора тысяч). В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами.
В 2022/23 учебном году расширяются возможности выбора темы сочинения: каждый комплект будет включать не пять, а шесть тем – по две темы из каждого раздела банка. Как и в прошлые годы, комплекты тем формируются отдельно для каждого часового пояса в режиме конфиденциальности и открываются за 15 минут до начала итогового сочинения.
Порядок и процедура проведения итогового сочинения в новом учебном году не меняются. Без изменений остаются и критерии его оценивания. Минпросвещения России совместно с Рособрнадзором проанализируют опыт проведения итогового сочинения в 2022/23 учебном году, чтобы, при необходимости, скорректировать порядок его проведения в будущем.
КОММЕНТАРИИ К РАЗДЕЛАМ ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела:
- связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
- нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
- касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
- позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
- побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела:
- связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
- нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
- касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
- позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
- побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела:
- связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
- нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;
- касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
- позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;
- побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека;
- строить рассуждение;
- доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям:
ТРЕБОВАНИЕ № 1 «ОБЪЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ»
КОЛИЧЕСТВО СЛОВ | ПОДСЧЁТ СЛОВ |
---|---|
Рекомендуемое количество – от 350 слов СОЧИНЕНИЕ не менее 250 слов ИЗЛОЖЕНИЕ не менее 150 слов Максимальное количество слов не устанавливается |
|
ТРЕБОВАНИЕ № 2 «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ»
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания). Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ | ДОПУСКАЕТСЯ |
---|---|
|
|
КРИТЕРИЙ № 1. СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ.
Необходимо ответить полно и развернуто на вопрос темы, выбрав путь её раскрытия.
📌 ПРАКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ: ключевые слова/однокоренные с ними из формулировки темы сочинения повторять как можно чаще в тексте работы
КРИТЕРИЙ № 2. АРГУМЕНТАЦИЯ. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА
ПРОВЕРЯЕТСЯ УМЕНИЕ | ДОПУСКАЕТСЯ |
---|---|
|
☝️ Не менее одного произведения отечественной или мировой литературы. разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы |
КРИТЕРИЙ № 1 И КРИТЕРИЙ № 2 ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВНЫМИ.
ЗАЧЁТ | НЕ ЗАЧЁТ |
---|---|
Выполнение требований №1 и №2 Зачет по критериям №1 и №2 Дополнительно зачет по одному из критериев 3,4,5 |
Незачет по требованию №1, |
КРИТЕРИЙ № 3. КОМПОЗИЦИЯ И ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ
Проверяется умение логично выстраивать рассуждение на предложенную тему
НЕ ЗАЧЁТ |
---|
|
КРИТЕРИЙ № 4. КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Проверяется Речевое оформление текста сочинения Точность выражения мысли с использованием разнообразной лексики и различных грамматических конструкций, при необходимости терминов
НЕ ЗАЧЁТ |
---|
|
КРИТЕРИЙ № 5. ГРАМОТНОСТЬ
Проверяется грамотность
НЕ ЗАЧЁТ |
---|
|
КОМПОЗИЦИЯ И СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ.
ТРЕХЧАСТНАЯ композиция сочинения на литературную тему
ВСТУПЛЕНИЕ | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
---|---|---|
Определяем ключевое слово в выбранной теме Употребляем ключевое слово в форме назывного предложения Объясняем, что означает это понятие: самостоятельно приводим определение из словаря, цитату известного автора, философа, обращаемся к поговорке или пословице |
Даем чёткий развернутый и убедительны ответ на вопрос темы – формулируем тезис Доказываем тезис с опорой на 1-2 литературных произведения |
Высказываем полно главную мысль сочинения, как и в начале основной части |
ИТОГОВОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
Итоговое изложение пишется подробно.
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые изложения, соответствующие установленным требованиям:
ТРЕБОВАНИЕ № 1 «ОБЪЕМ ИТОГОВОГО ИЗЛОЖЕНИЯ»
Рекомендуемое количество – 200 слов
Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста.
Если в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое изложение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового изложения» и критериям оценивания).
ТРЕБОВАНИЕ № 2 «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО ИЗЛОЖЕНИЯ»
Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).
Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
Итоговое изложение (подробное), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
- «Содержание изложения»;
- «Логичность изложения»;
- «Использование элементов стиля исходного текста»;
- «Качество письменной речи»;
- «Грамотность».
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое изложение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
КРИТЕРИЙ № 1 «СОДЕРЖАНИЕ ИЗЛОЖЕНИЯ»
Проверяется умение участника передать содержание исходного текста.
НЕ ЗАЧЁТ |
---|
Ставится при условии, если участник существенно исказил содержание исходного текста или не передал его содержания. |
КРИТЕРИЙ № 2 «ЛОГИЧНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ»
Проверяется умение участника логично, последовательно излагать содержание исходного текста, избегать неоправданных повторов и нарушений последовательности внутри смысловых частей изложения.
НЕ ЗАЧЁТ |
---|
Ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла изложенного. |
КРИТЕРИЙ № 3 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СТИЛЯ ИСХОДНОГО ТЕКСТА»
Проверяется умение участника сохранить в изложении отдельные элементы стиля исходного текста.
НЕ ЗАЧЁТ |
---|
Ставится при условии, если в изложении полностью отсутствуют элементы стиля исходного текста |
КРИТЕРИЙ № 4. КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Проверяется умение участника выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные речевые конструкции.
НЕ ЗАЧЁТ |
---|
Низкое качество речи (в том числе грубые речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла изложения |
КРИТЕРИЙ № 5. ГРАМОТНОСТЬ
Проверяется грамотность участника.
НЕ ЗАЧЁТ |
---|
На 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок:
|